Наконец, у меня появилась возможность отвлечься от темы путешествий и написать о другом, хотя с путешествиями эта заметка тоже будет связана, но косвенно. Речь пойдет о жилье. Многие давно интересуются, что получилось из нашей однушки, после того как мы сделали в ней ремонт своими руками. Мне все хотелось дождаться окончательного варианта, то есть такого, когда посмотришь и скажешь: «А вот теперь все готово! Больше ничего не нужно», но этот момент все никак не наступает и порою мне начинает казаться, что процесс совершенствования собственного жилища вообще бесконечен, но в этом, безусловно, есть свое очарование. Посему прошу считать представленный вариант промежуточным, а не финишным.
Для начала расскажу, что мы делали и как распределялись роли в нашем творческом союзе. В результате совместного обсуждения было принято решение, что за всю техническую часть ремонта отвечает Макс, а за дизайн — я. Строго распределить полномочия было важно, чтобы никто не лез на соседнюю территорию со своими указаниями и не подрывал рабочий процесс. Тем не менее, вторжения в чужую вотчину все же случались, потому что полностью разделить эти два этапа работ было невозможно и в силу того, что темперамент у обоих взрывной, в процессе ремонта не раз разворачивались баталии, сопровождаемые восклицаниями: «Это здесь стоять не будет» и т. д.
На начальном этапе планирования меня охватило творческое безумие. В случае человека, у которого жилье появилось впервые, это совершенно нормально. Перелопатив тонны информации по дизайну, я сначала намеревалась на наши 35 квадратных метров поместить столько всего, что любой руин-бар Будапешта мог бы нам позавидовать. А потом меня ударило обратным полюсом — я решила дать помещению воздуха, осознав, что при скромных площадях в приоритете должна быть максимальная свобода пространства. Кроме того, такой принцип полностью соответствовал моему мировосприятию. В быту я аскет: мне не нужно много предметов, меня раздражают лишние вещи в гардеробе, множество бытовых приборов, полочек и тумбочек. Несколько лет назад я вообще мечтала жить в квартире, где даже кроватей не будет и можно будет спать на циновке. До таких крайностей, конечно, не дошло, но основные принципы были выдержаны.
Изначально наше жилище представляло собой бетонную коробку. Все: от электро- и сантехнической разводки до отделочных работ и сборки мебели делалось руками Макса. Заказывали только штукатурку стен и установку натяжного потолка. Когда от нас сбежал шпаклевщик, то ему и стены самому пришлось выравнивать. По профессии Максим инженер по автоматизации, то есть он никоим образом не связан ни с ремонтной, ни со строительной сферой. Тем не менее, глядя на квартиру, никогда не скажешь, что ремонт сделан любителем. Чем это объясняется, не знаю, возможно, причина кроется в том, что принято называть природным талантом.
Когда мы собрались покупать квартиру в нашем доме, то вынуждены были выбирать из того, что осталось, поскольку самые удачные варианты были уже распроданы. А поскольку желание жить в Опалихе затмевало все препятствия, решили брать то, что есть. Посмотрев на план строящейся квартиры, я приуныла, потому что планировка показалась мне совершенно неудачной: проблема была в крохотной комнатке и при этом довольно большом коридоре. На помощь пришел один хороший друг, предложивший использовать пространство коридора с пользой: вынести туда шкафы, чтобы освободить и без того маленькую комнату от нависающих громадин. В результате так мы и поступили и ни разу об этом не пожалели.
Перпендикулярно друг другу было установлено два шкафа от пола и до потолка, в одном из которых разместилась вся одежда и обувь, а в другой хозяйственные принадлежности и прочие бытовые полезности. Вся внутренняя часть шкафов вымерялась, выпиливалась и собиралась вручную, двери, конечно же, покупные. Один из шкафов оснащен огромным ростовым зеркалом, которое буквально перевернуло мою жизнь. 🙂 Нет, серьезно, у меня никогда не было зеркала, в котором можно было бы осмотреть себя с головы до ног в хорошем освещении и с разного расстояния. Шкафы не удается нормально отснять. Это единственный ракурс, позволяющий показать оба шкафа — второй отражается в зеркале первого.
Обратите внимание на светильники. Пришлось попотеть, чтобы отыскать нужный вариант, потому что точечные я не люблю из-за ассоциации с евроремонтами 90-х, а свисающие вешать было нельзя, потому что, вытаскивая вещи с верхних полок, мы рисковали их задеть.
Полезным приспособлением в одном из шкафов стала гладильная доска. Сначала я отнеслась к идее ее установки весьма скептически, но потом нарадоваться не могла тому, что об нее не надо спотыкаться в комнате или таскаться с нею из угла в угол в попытке спрятать. Доска, изготовленная из сосновой древесины и проложенная огнеупорным поролоном, крепится непосредственно к усиленной полке шкафа при помощи дверных петель. Чтобы воспользоваться доской, достаточно просто открыть дверцу шкафа и установить доску на ножку.
Входная дверь
Раз уж зашла речь об утилитарных помещениях, расскажу немного о ванной комнате. Главной ее изюминкой стала метроплитка — под таким названием этот тип плитки известен на Западе. Мода на прямоугольную плитку под кирпич зародилась в эпоху стиля ар-нуво в самом начале XX века. В ту пору ее повсеместно использовали для облицовки фасадов зданий и отделки станций метрополитенов. В русскоязычном варианте плитка больше известна под названием «кабанчик», которое появилась благодаря тому, что в соответствии с прежней технологией производства в торцах плитки размещались два круглых отверстия. При взгляде на нее сбоку возникала ассоциация со свиным пятачком.
Мне метроплитка полюбилась своей простотой и эффектностью. Впоследствии выяснилось, что она также красиво отражает свет благодаря наличию скошенных фасок. Даже не знаю, какую бы плитку мы использовали, если бы не смогли купить «кабанчик». Огромные квадраты с бордюрами и наляпистыми цветами, которыми заполонены полки строительных магазинов, вызывают у меня недоумение.
Выложить метроплитку как для новичков, так и для маститых мастеров — задача не из простых из-за ее маленького размера и специфического способа резки, обусловленного наличием фасок. Наше решение закрыть ею всю стену от пола до потолка, а не частично (как это часто делают в западных странах) сделало задачу поистине грандиозной.
На стенах ванной комнаты нет ничего кроме полотенцесушителя. Никакие крючки, полочки и прочие «полезные» приспособления устанавливаться не будут, дабы не плодить хлам. Все принадлежности размещаются в верхнем и нижнем шкафах возле раковины. Единственными старыми вещами, которые переехали с нами в новую квартиру, стали тостер и стиральная машинка Indesit Moon. Уже девять лет она не перестает радовать глаз своим неповторимым дизайном. Годы на ней все же оставили след, и корпус уже требует покраски.
Любимое помещение в квартире — кухня. Мне нравится, что в ней не акцентируется внимание на функционале. Она не похожа на те кухни, которые наводят удручающие мысли о вечном стоянии у плиты, выжимающее из тебя последние соки. Наша кухня создает ощущение комнаты для отдыха, а не для работы, и это ее основное преимущество. Конечно, при этом она выполняет все те функции, которые кухне выполнять и положено.
Не перестаю радоваться решению зашить холодильник кухонными панелями, это позволило придать ему уюта и мягкости. Представьте, если бы в углу вместо этого стоял большой холодильник традиционного вида и возвышался бы громадиной над всем остальным. Слева он уравновешивается вытяжкой, благодаря ей выдержан нужный баланс. От навесных шкафов сознательно отказались, чтобы не перегружать пространство. Полку соорудили сами. Долго думали, из чего ее сделать, как обшить и т. д., но решение все же нашли — инженерная мысль Максима Михайловича всегда срабатывает безотказно.
Что интересно, в кухне мы не стали выводить традиционную электроточку в центре комнаты из-за нелюбви к яркому искусственному свету. Тем не менее, все рабочие поверхности подсвечиваются: над печкой включается свет на вытяжке, вся столешница освещается светодиодной лентой, вмонтированной в полку, а над столом на длинном шнуре висит стимпанковский икеевский светильник (мотыльков вокруг него только не хватает). Длинный шнур было сделать важно, на коротком многие светильники теряют свой вид, и этот не исключение.
Не перестаю петь оды своему лаконичному чайнику. Приятно каждое утро брать его в руки.
В углу покоится единственный кухонный прибор — тостер. В шутку называю его «самой нужной вещью на кухне». На самом деле, мы бы без него прекрасно прожили, но поскольку он был с нами много лет и выбрасывать его стало жалко, решили оставить. Готовим мы много, но микроволновых печей, мультиварок, кухонных комбайнов у нас нет и надеюсь, необходимости в них не будет. Мне бы хотелось сохранить поверхности максимально свободными.
На полке обосновался мой винтажный миша Иштван, которого брат привез мне из Будапешта. Когда-то отдельно о нем писала — Винтажные мишки. Всячески поддерживаю набравшую обороты тенденцию украшать собственное жилище предметами, привезенными из путешествий. Эти вещи необязательно должны быть дорогими или суперэффектными — функция у них не та. Главными преимуществами таких предметов является их уникальность (если, конечно, вы не покупаете магнит или тарелку в сувенирной лавке) и способность навевать приятные воспоминания (в большинстве случаев путешествие — это все-таки положительный опыт, о котором приятно вспоминать в тяжелые трудовые будни). Так что если уж множить дома пылесборники, то исключительно эксклюзивные и душевные.
Отдельного упоминания заслуживает картина. Ее подарила моей маме подруга, преподаватель художественной школы. Надеюсь, Маргарита Альбертовна не обиделась, что я пригребла ее подарок к рукам. 🙂 На самом деле, я не поклонник натюрмортов, но этот мне понравился живыми красками и динамизмом, а жирные мазки вообще моя слабость. Она специально не вставлена в рамку и не повешена на стену. На мой вкус художественные работы в рамках смотрятся в высшей степени консервативно и строго. Когда картина не заключена в рамку, создается впечатление, что художник только что написал ее, снял с мольберта и отдал тебе.
На кухне скопилась целая коллекция коробочек из-под китайского чая, которые я не выбрасываю и активно использую для хранения, а также в декоративных целях. Остались они с тех славных времен, когда знакомые китайцы, регулярно приезжавшие в Москву в командировку, возили нам из Шэньчжэня чай, приобретенный на одном из лучших чайных рынков Китая. С тех пор как лавочка закрылась, я утратила всякий интерес к этому напитку, потому что весь тот чай, который продается в России (даже под видом элитного) теперь кажется мне не тем. Приходится жить воспоминаниями о божественном напитке «Трава под снегом в лучах заходящего солнца» — так назывался наш любимый зеленый чай, который ребята привозили нам чаще всего.
Хендмейд балийского происхождения — психоделическая корова по имени Мори. Куплена сто лет назад в магазине «Путь к себе». Сейчас уже она мне кажется странным приобретением, но раз уж она появилась, пусть себе живет — оптимистичная и живая зверушка.
У меня всегда было убеждение, что если базовые вещи в интерьере ты можешь приобрести во всяческих икеях и леруа мерленах, то мелочи должны быть не примелькавшимися. Само собой, в случае кухни встал вопрос, что делать с посудой. Чашки все-таки купили в Икее — минималистичные, с четко выраженной геометрией — они всем меня устраивают. Возможно, заменю их когда-нибудь, если представится случай. На этой же фотографии видно цветное турецкое блюдо — еще одно напоминание о путешествии.
Керамика у турков потрясающая! По моему мнению, это самое первое, что нужно привезти из Турции.
Посмотрев, какие тарелки предлагают магазины, решила взять набор старой японской посуды, доставшейся мне от бабушки. На дне указан производитель посуды Сhori (Yamatsu). Попыталась выяснить, что это за марка, но в русско- и англоязычном Интернете ничего найти не удалось. Наткнулась только на краткое упоминание о ней на форуме антиквариата, где говорилось о том, что на посуду Chori в советское время был большой спрос, и она отличалась хорошим качеством. На этом все.
На заднем фоне виднеется питейная кружка, которую Макс привез из командировки в Кисловодск. Я сначала с недоумением покрутила ее в руках, не понимая, что с ней делать, а потом заметила, что в ней прекрасно смотрятся цветы, особенно нежные полевые. Так за ней функция своеобразной вазы и закрепилась.
Вообще, мне понравилась идея разбавить современный интерьер со множеством прямых углов более мягкой и уютной посудой в ретростиле. Концепцию совершенно неожиданно поддержала моя мама, подарившая нам на новоселье бокалы из богемского стекла. В их стиле тоже прослеживается отсылка к прошлому, современные бокалы такой формы не делают. Единственная проблема с ними — мы теперь боимся на них дышать и только и следим за тем, чтобы их ненароком не разбить. 🙂
Гравировка в виде виноградной лозы сводит меня с ума.
Кухонный стол.
Стульям в интерьере я придаю наибольшое значение. Это моя страсть. Считаю, что они являются самым мощным стилеобразующим элементом. Тем не менее, основная проблема с ними состоит в том, что красивые стулья часто неудобны… Так что по стульям программа полностью не отработана, хотя к кухонным у меня вопросов нет.
По кухне все.
Кухня объединена с балконом, который пока находится в стадии разработки. Чтобы квартира не казалось выхолощенной, хотим создать на балконе андеграундный уголок. Начало уже положено. На самом деле, мне смешно показывать этот раритетный календарь, купленный много лет назад на одном из концертов группы «Аквариум». Долгое время он висел у меня над столом в офисе. Начальство отнеслось к этому с пониманием, переводчики ведь по большей части народ творческий, какие здесь могут быть вопросы. 🙂 Висит, значит, так надо. Иные уже начали подозревать меня в излишнем фанатизме и подхихикивая отмечали: «Этот календарь у вас как икона в окладе». Лишний раз боюсь упоминать Гребенщикова, чтобы не подумали, что я тихо помешанная. 🙂 Для любопытствующих могу подтвердить, что его творчество все так же имеет для меня особое значение, несмотря на увлечение другими музыкальными направлениями и группами. Новые пристрастия сменяют друг друга, а «Аквариум» был, есть и будет, это, наверное, навсегда. 🙂 Если найду в компанию к этому календарю раритетные фотографии других любимых исполнителей, обязательно повешу.
В прошлом году на балконе выращивали кинзу, вчера закупили для посадки семена зеленого базилика.
Вид из окна. Удивлены?
Многие изумляются: девять километров от Москвы всего, а разница со столицей впечатляющая. Опалиха — это вообще отдельная тема для разговора. О ней я обязательно еще напишу. На заднем плане виднеется ЖК «Изумрудные холмы». Нам только на руку, что он расположен так далеко — не портит вид. Люблю смотреть из окна нашей квартиры на окружающий пейзаж. Когда я работала на кухне осенью, то поворачивая изредка голову в сторону балкона, просто теряла дар речи от вида неба, переливающегося разными красками.
Снимок сделан на днях. Рассвет.
Лето
Переходим в комнату. Ее я как раз считаю недоделанной, потому что ей явно не хватает цветовых пятен. Мне бы хотелось постелить сюда жесткий безворсовый ковер в непальском стиле или с ацтекским орнаментом. Подходящий мне попадался, но тогда у нас еще и квартиры не было, поэтому покупать его было неактуально, а сейчас после скачка валют цены на подобные ковры взлетели до небес, и приобретение его становится недопустимым легкомыслием. В любом случае спешить нам некуда. Если получится, приобретем, а нет — можно жить и без него. Меньше проблем с уборкой будет.
Над письменным столом планирую повесить какие-нибудь рисунки. Есть мысль заказать серию картин у одной краснодарской художницы, стиль которой мне очень импонирует, либо привезти старые плакаты с европейских блошиных рынков. Возможно, сделаю микс из разномастных картинок, эдакий арт-уолл, посмотрим.
Впоследствии планирую купить или выкопать в лесу на посадку несколько растений, но прежде Макс должен продумать систему автополива на случай отъездов. Это тоже поможет оживить комнату и придать ей более уютный вид.
Думаю, вы заметили, что в комнате нет телевизора. Возможно, его и не будет. Этот момент пока под вопросом. На самом деле, острой необходимости в нем мы не испытываем. Сколько лет жили как-то без него и не страдали! Иногда мечтаем приобрести проектор. С ним отпала бы необходимость уродовать стену. Кроме того, это по-настоящему романтично — смотреть фильмы через проектор, в этом есть что-то завораживающе эстетское. Первая картина, которую бы я посмотрела, будь у меня проектор — «Восемь с половиной» Феллини. Посмотрим, что в конечном счете переборет — желание иметь проектор или нежелание тратить на него средства (как известно, вещь эта затратная).
Справа по курсу… нет, не вешалка для одежды, это моя «рабочая лошадка» — так я ее ласково называю.
На тренажере висит повязка для глаз. Иногда сплю в ней как Кэрри Брэдшоу. Окна выходят на восточную сторону, поэтому в солнечные дни по утрам в комнату врывается мощный поток света, который может мешать спать.
При дневном освещении
Не было никаких сомнений, что над диваном должны висеть гербарии.
Все растения собрала летом во дворе у родителей. После купили рамки, покрасили их и обработали должным образом бумагу.
У укропного зонтика недавно появился сосед — листик священного дерева Бодхи, под которым обрел просветление Будда. Историю о том, как мы его заполучили, можно прочесть здесь — Десятый день в Индии, часть 1 (Бодхгая). Надо бы выделить для листа отдельную рамку, но пока для него не найдено подходящее место.
Самой сложной интерьерной задачей для меня оказался выбор люстры. Все, что мне нравилось, стоило космические суммы. Ассортимент рядовых магазинов как всегда не радовал. Однажды мои нервы не выдержали: я влетела в кухню как вихрь и разразилась жалобной тирадой на тему отсутствия подходящих светильников. Макс только развел руками. Предлагаю: «Давай сделаем люстру сами». Он изумился: «Из чего?» «Да из чего угодно: бумаги, металла, пластмассы, бетона…» «Шпатлевки», — продолжил он логический ряд смеясь. «Почему бы и нет! Шпатлевку и возьмем». Так заварилась каша с изготовлением люстры. Заняло это пару дней: нанесли несколько слоев смеси, а потом высушили плафон на балконе и в духовке.
С лицевой стороны смесь нанесена размашистыми мазками.
Внутри промята.
Так я получила приятный глазу вариант люстры совершенно бесплатно. 🙂
Помята в комнате не только люстра, но и льняные шторы. Сделано это не потому, что у нас нет утюга. 🙂 Скомкала я занавески специально, чтобы придать им больше выразительности — в квартире много белого, поэтому фактура имеет большое значение.
А это наша прелесть Виктория — старинная немецкая швейная машинка. Ей в комнате отведено отдельное почетное место. Когда она появилась, я все ломала голову, куда бы ее спрятать, а потом поняла, что ее надо не прятать, а показывать, и оставила в комнате.
Машинка действительно уникальная и требует особого отношения. Вот что удалось узнать о производителе в немецкой Википедии: в 1863 году в городе Магдебург была открыта компания по производству швейных машин. Ее основатели Генрих Мундлос и Герман Шульц над наименованием долго голову не ломали и назвали предприятие своими именами — Mundlos & Schulz. Первоначально компания специализировалась на машинках с механизмами Singer, а затем на системах английской марки Howe. В 1876 году к основной команде присоединился Рудольф Арент, и название организации было изменено на Mundlos & Co., а еще через шесть лет предприятие вывело на рынок высокотехнологичную машину Victoria, созданную по собственным разработкам. В 1896 году компания официально зарегистрировала марку Original Victoria.
Машина в прямом смысле слова досталась нам от прадедов — ее не раз пытались у нас выкупить за хорошие деньги. Откуда она появилась в семье изначально, никто не знает. Сколько ей лет, тоже, к сожалению, неизвестно. Когда мне в руки попадают старинные вещи типа моего венгерского миши или этого швейного сокровища, я немного расстраиваюсь отсутствию информации об их возрасте. По моим предположениям, наша машина была произведена в конце XIX–начале XX века.
У Виктории есть свой серийный номер и клеймо.
И наконец, самое главное — машина стоит в квартире не для декора, как можно было заключить из моих восклицаний и восхищений. У нее теперь есть свой полноправный хозяин, который использует ее для дела — Максим Михайлович. Так уж сложилось, что силен он не только в программировании микроконтроллеров и ремонтных работах, но еще и в шитье. Что конкретно мы на ней делаем, когда-нибудь покажу. Пока могу похвалиться тем, что у меня появилась возможность посадить всю имеющуюся одежду по фигуре и переделать в ней те детали, которые мне не нравились. Наши прадеды и подумать не могли о том, что их вещь будет так долго жить и по прошествии стольких лет активно использоваться — часто подобные экземпляры распродаются любителям антиквариата либо доедаемые мышами пылятся в гараже.
Никогда не расстаюсь со своими Буддой и Тарой, привезенными из Тибета. Они меня околдовали с первого взгляда и больше не отпускают. Кому-то необходимо обращаться к иконам, а мне в минуты смятения достаточно посмотреть на их лица, чтобы успокоиться. Тибетская женщина, у которой я их покупала, вручила мне их с улыбкой, а потом взяла мою руку и надела на нее браслет. Это был чистосердечный подарок, который теперь дорог для меня не меньше этих двух фигурок.
Рядом с этими двумя серьезными ребятами Ганеша из Дели кажется легкомысленным простачком.
В комнате также размещен рабочий стол. Он, как и светильник, был изготовлен самостоятельно. Сложно представить себе более удачный вариант. Основная проблема со столами — их размер. Все найденные экземпляры были слишком маленькими либо чересчур большими для нашей комнаты. Выбрав один из них, мы вынуждены были бы пойти на компромисс, и закусив губу, довольствоваться тем, что есть. Но в итоге благодаря папе Макса, который сварил нам ножки, мы воплотили в жизнь еще одну творческую идею (в условиях московской квартиры заниматься сваркой у нас не было никакой возможности).
За основу был взят популярный ныне hairpin table в стиле американского модерна середины XX века. Понятно, чем продиктовано название — ножки стола напоминают женские шпильки для волос. Для столешницы взяли сосновую древесину, которая нас немного подвела: в один прекрасный момент она раскапризничалась, ссохлась и пошла трещинами. Были приняты экстренные меры — трещины замазали специальной мастикой. Теперь уже надо сильно постараться, чтобы понять, в каких местах они были.
Найти рабочий стул тоже оказалось непросто. Сидеть на нем я планировала по 9 часов в сутки, поэтому он должен был быть удобным, но в то же время эстетичным. В результате серединным вариантом стал этот стул с отделкой из синей кожи. Вообще, в домашних интерьерах рекомендуют отказаться от кожаной мебели, потому что она выглядит тяжеловесно, слишком классически и, самое главное, — вызывает стойкую ассоциацию с офисом. Но с этим креслом такой проблемы не возникает. Синий цвет и современный дизайн сбивает градус салонности. Подумываю взять ему в компанию советскую дедушкину лампу с шаровидным плафоном похожего цвета.
Еще один штришок в продолжение темы помятости. Зеленый блокнот сделан подругой вручную.
На этом, думаю, пока остановимся. Если возникнут еще какие-то интересные идеи по оформлению интерьера, обязательно напишу и поделюсь. Благодарю всех, у кого хватило терпения дочитать эту заметку до конца. Не получается у меня писать в двух словах. Краткость — не мой конек. Каждый раз выходит целый трактат на тему…
В ходе подготовки статьи выяснила, что делать фотографии интерьера безумно тяжело. Пожалуй, никогда прежде процесс фотосъемки не был для меня столь мучительным: объектив нещадно ломал геометрию, искажал пропорции, ничего не влезало в кадр. В результате получились совсем не такие снимки, какими их хотелось бы видеть, но раз уж я их сделала, то решила труд свой не зарывать.
Таким образом, в реальности все выглядит немного по-другому, чем на фото, но общую идею в любом случае передать удалось. Ремонт получился на любителя. Не всем было бы комфортно существовать в таком минималистичном пространстве, но мы любители и есть, и нам такой вариант по душе. Считаю, что из своих скромных площадей мы выжали максимум, и приоритетная задача — визуально расширить пространство квартиры — выполнена успешно. Мне также нравится, что пространство обустраивались обдуманно и осознанно, и в нем нет ничего лишнего; недостающее есть (это лишь вопрос времени), а лишнего точно нет. Я всячески ратую за то, чтобы тщательно подбирать те вещи, которыми мы себя окружаем — неважно, сколько времени это займет. То, что мы создаем — это проекция того, что творится у нас в голове, а созданное нами в свою очередь влияет на наши мысли. Но не будем забывать и о чувствах — сочетание рационального подхода и стремления привнести в свой дом капельку душевного тепла и уюта дает прекрасные результаты. 🙂
Будапешт. Заключение | Travel Bug
[…] […]
Среда обитания: Опалиха | Travel Bug
[…] […]
Даша
Это выше всяких похвал!