В один погожий майский день мы бросили все дела насущные и отправились к своему другу в Подольск. В пути я все размышляла, как это здорово, когда в жизни есть люди, к которым можно наведаться просто так без всякой на то причины, с которыми не надо «напрягать язык» и которым не нужно ничего объяснять, потому что все и так понятно. Мое видение дружбы и предпочтения в людях с годами кардинально поменялись. Если раньше меня тянуло (и их ко мне) ко всякого рода экстраординарным личностям с интересностями, оригинальность которых порой граничила с безумием, то сейчас у меня в цене спокойные трезвомыслящие люди, которые адекватно оценивают действительность (связано это не иначе как со взрослением, конечно). Общение с выдержанными и невозмутимыми личностями действует на меня как настойка пустырника, потому что сама я по природе обладаю суетливым и беспокойным характером. Оно помогает мне выровняться и выстроить нужный баланс между разумом и чувствами. Женя как раз того самого правильного склада: прямолинейный, уравновешенный и без причуд.
Пользуясь случаем, я попросила его свозить нас в известную Знаменскую церковь в Дубровицах, которую мне до сих пор ни разу не доводилось видеть. Туда мы первым делом и отправились. Церковь эта известна своей необычной архитектурой, не характерной для русского зодчества, и загадочной историей постройки. Во-первых, не совсем понятно, кто был заказчиком строительства, а, во-вторых, имя ее архитектора кануло в лету и до сих пор остается неизвестным. Говорят, что над ней работали итальянские мастера, и в это с легкостью веришь — ее вид гораздо красноречивее любых слов.
Предположительно заказчиком церкви мог быть Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I. Есть даже легенда о том, что идея ее создания принадлежала именно Петру. Якобы как-то раз он приехал в гости к своему воспитателю и настолько восхитился окрестным пейзажем, что, не сдержав чувств, воскликнул: «Церковь бы такую здесь поставить, чтобы и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было». Правда ли это или вымысел, не так уж важно, потому что церковь действительно получилась выше всяких похвал.
Построена она из белого камня, которого на подольской земле было в изобилии. Сочетание местного природного материала и иноземного мастерства дало превосходный результат.
Ее внутреннее убранство меня поразило даже больше, чем внешнее. Когда заходишь в церковь, не ожидаешь увидеть столь возвышенной красоты. К сожалению, с фотографиями внутри не разгонишься, потому что съемка не приветствуется — придется довольствоваться кадрами с телефона не весть какого качества.
Но даже по этим снимкам можно отметить тонкую работу мастеров. Реалистичная проработка скульптурных изображений — явная отсылка к европейской школе.
Больше всего поражает легковесность интерьера — церковь словно парит в воздухе.
Обилие деталей и украшательств в помещении каким-то чудесным образом не перегружает скромное по размерам внутреннее пространство. За счет чего это достигнуто, остается только догадываться — возможно, использование голубого цвета делает свое дело.
Еще одной примечательной деталью церкви является то, что ее венчает не маковка, не шлем, а корона, отделанная сусальным золотом!
Самый живописный вид на церковь открывается с кургана, который является излюбленным местом молодоженов, увешивающих его ограду «замками счастья».
Рядом с храмом располагается усадьба Дубровицы.
История усадьбы, у которой было множество владельцев, весьма запутанная.
К ней прилегает парк.
После прогулки по парку Женя предложил нам посмотреть санаторий «Ерино». Первым делом мы закупились минеральной водой «Ерино» в фирменном магазине, расположенном у входа в пансионат. На проходной у нас потребовали санаторные книжки. Пришлось признаться, что у нас их нет и мы просто хотим прогуляться по территории. Тогда охранники, вглядевшись в наши интеллигентные физиономии, задали нам детсадовский вопрос: «А вы хорошо будете себя вести?»
К санаторию ведет пушистая хвойная аллея.
На самом деле ничего особенного в пансионате нет. Это типичнейшее лечебно-оздоровительное учреждение, каких в нашей стране тысячи.
Однако на его пустынной территории находиться приятно. Отдыхающих как кот наплакал — впрочем, им самим это только на пользу.
Территория утопает в зелени.
Но самым живописным оказался прилегающий к санаторию лесной массив, откуда открывается вид на все ту же Знаменскую церковь.
Встречаются там и такие странные экспонаты, как остатки старого грузовика.
Нарезав несколько кругов по лесу, мы набрели на святой источник Параскевы Пятницы. У него интересная история: однажды из Покровского храма Ерино исчезла икона великомученицы Параскевы. После долгих поисков образ нашли в лесу — икона была прикреплена к дереву. Ее осторожно сняли и отнесли обратно в храм. Через три дня икона снова исчезла, и ее опять нашли висящей на дереве, на том же месте, где и в первый раз. Святыню снова вернули в храм. Ночью настоятелю церкви во сне явилась святая великомученица Параскева и сказала, чтобы отнесли икону в лес, где она являлась, и что там под деревом находится святой источник.
Часовня рядом с источником.
Мостик
Территория смотрителя. «Властелин колец» почему-то вспомнился.
Но самое главное богатство санатория это, конечно, сам весенний лес — он не может не радовать глаз.
И нос.
Просто праздник сердца! Время идет, но ничего не меняется: красота природы и теплое дружеское общение были и остаются для меня главными источниками вдохновения.