Кое-кто заметил, что блог впал в зимнюю спячку. Так и есть. Отчасти это связано с отсутствием поездок, а отчасти с делами, о которых пока не хочется распространяться, потому что еще не время. Скажу только, что вместо модерновских особняков нынче приходится шастать по московским промзонам. Пришла пора познакомиться и с обратной стороной столицы.
Недавно отметила очередной день рождения. Слава богу, мне стали чужды в этот день упаднические настроения типа «Еще на один год ближе к смерти», но шутить на этот счет все так же продолжаю. Поскольку давно не погружалась в театральную жизнь Москвы, решила в сей знаменательный день сделать себе подарок — посетить мтюзовский спектакль с жизнеутверждающим названием «Все кончено». Нормальная такая ирония — в самый раз для дня варенья.
Спектакль, как можно догадаться из названия, о смерти, но центровой темой является все-таки другая: непонимание и отсутствие любви. Вот какое описание приводится на официальном сайте театра: «Герои этой пьесы, как в камере смертников, каждый — наедине с собой, беспощадно погружаются в себя, до основания, до опустошения, в поисках утраченного счастья, в поисках утраченного времени, вместо того, чтобы услышать другого. Вместо того, чтобы полюбить другого, пусть даже «своего палача», того, кто говорит, что пора умирать».
Умирает отец весьма знаменитого семейства, судя по тому, что дом осаждают толпы папарацци. В доме этого человека, стоящего на пороге смерти, собираются его жена, двое детей, лучший друг и любовница. Казалось бы, в такой момент, когда умирает близкий, не до выяснения отношений, потому что у каждого мысли заняты потерей родного человека, но только не здесь — дом умирающего превращается в настоящее поле битвы для всех присутствующих, беспощадно терзающих себя самих и друг друга за старые обиды.
С технической точки зрения постановка понравилась на сто процентов. Сыграно блестяще, целостно, мощно. От спектаклей Гинкаса другого и не ждешь и от МТЮЗа тоже. В этом театре не приходится сомневаться, и покупая туда билет, всегда знаешь, что не разочаруешься.
Весь спектакль наслаждалась низкими грудными голосами актрис. Красивый голос — одно из самых притягательных составляющих женского образа. И самыми чарующими и магнетическими голосами мне всегда казались именно низкие. Оттого сознательно занижаю голос, хоть по природе он у меня и так невысокий, но нужной глубины добиться не удается. Неудивительно, постановка голоса — долгая и кропотливая работа. В полной мере осознала это, когда меня попутным ветром занесло на лекцию известного актера дубляжа Александра Коврижных.
Во время спектакля меня также занимал еще один момент — как ведут себя актеры, когда завершают свои реплики, но не уходят со сцены. «Все конечно» сложен так, что актеры большую часть времени находятся на сцене вместе и говорят попеременно. Так вот наблюдать за тем, что делает актер, какую позу принимает, куда устремляет взгляд, уходя в тень и передавая слово другим участникам действа, в высшей степени занимательно. В какой-то момент мне даже стало казаться, что бездействие на сцене дается актерам даже большими трудами, чем само действие, поскольку в бездействии очень сложно не выпасть из роли и избежать эффекта «отстрелялся — теперь можно расслабиться».
Что касается степени вовлеченности, тут все гораздо сложнее — полного погружения у меня так и не случилось: то отстранялась от происходящего, то проникалась им, и на таких эмоциональных качелях прокачалась весь спектакль, не находя объяснения тому факту, что не удается влиться в происходящее на сцене в полной мере. Возможно, причина кроется в том, что мне не особо близки переживания героев, поскольку таких серьезных межличностных конфликтов в жизни у меня не было, но, скорее всего, дело даже в другом — непревзойденным для меня спектаклем МТЮЗа является «Кроткая». Невольно сравниваешь с ней теперь все постановки, и сравнение всегда не в пользу последних. Наткнулась недавно на собственную заметку о «Кроткой» и, сдув с нее пыль, решила обнародовать. Вдруг кому-то будет интересно, ведь этот спектакль до сих пор ставят. Отзыв о «Кроткой» в следующем посте.