В этой заметке покажу, что понравилось мне в Тбилиси больше всего. Те, кто знают мои предпочтения, сразу догадаются, что речь пойдет об архитектуре. Она здесь по-настоящему самобытная и является изюминкой города, формирующей его уникальный облик.
Неотъемлемым атрибутом тбилисских зданий являются балконы. Это один из основных, а зачастую и самый главный элемент грузинских домов. Кажется, убери балконы — и не останется ничего такого исключительного, что могло бы отпечататься в памяти. Каких только цветов, форм и размеров балконов нет в Тбилиси — от их многообразия разбегаются глаза.
Балконы несут не только эстетическую нагрузку, но имеют и функциональное назначение: на них отдыхают, сушат белье, прогуливают детей, а главное общаются. Знаете, наверное, эту картину, когда две соседки рассказывают друг другу последние новости, стоя на соседних балконах — это вполне типичная ситуация для грузинской столицы.
По стилю балконы тоже сильно отличаются друг от друга, но когда думаешь о Тбилиси, на ум в первую очередь приходит ажурный балкончик в восточной стилистике, ближе к арабской.
Не устаю повторять, что основные достопримечательности в любом городе — это не самые интересные объекты. Настоящие жемчужины всегда скрываются в безлюдных переулках, уютных двориках и обычных жилых районах. Дворики Тбилиси — отдельная захватывающая тема, в которую хочется погружаться снова и снова. Поскольку последней моей поездкой в этом году было путешествие в Петербург, то в памяти невольно всплывают мрачные северные дворы-колодцы с холодной красотой. Тбилисские дворики совсем на них не похожи — они теплые, радушные и очень милые.
Грузинские дворы тоже, в общем-то, колодцы, потому что образуют замкнутое пространство между домами.
Все балконы выходят внутрь дворика, а с верхних этажей сбегают лестницы, никаких лифтов нет.
Найти эти уютные гнездышки легко. Достаточно просто свернуть с главных улиц.
Грузинские дворики недаром сравнивают с итальянскими. С последними их совершенно точно роднит вывешенное на веревках белье.
Жизнь людей в этих домах проходит на виду у соседей. Скрыться от посторонних глаз практически невозможно. В этом есть свои плюсы и минусы: с одной стороны, ты лишаешься личного пространства, но с другой, всегда можешь рассчитывать на поддержку соседей.
Смотреть на эти дворики со стороны — это одно, а быть его жителем — совсем другое. Мы с вами, как очарованные странники, этой самобытной стариной любуемся, а их жители, наверняка, страдают от ветхих коммуникаций или попросту их отсутствия. В таких дворах то и дело где-то что-то отваливается или рассыпается. От этого становится немного грустно.
Но одними лишь двориками и балконами архитектурная тема Тбилиси не исчерпывается. Есть, например, в городе здание в строгом псевдоготическом стиле — бывший пансион благородных девиц. Оно строилось в 1905 году на деньги промышленника и винодела Ананова. Сейчас в этом доме находится средняя школа-гимназия.
Нет в Тбилиси и недостатка зданий в стиле модерн. Каждый день мы ходили мимо этого театра и не могли его сфотографивать.
Мешали проносящиеся мимо машины и строительные леса, опутывающие здание.
Но кусочки все же заснять удалось.
Оно просто потрясающее
А теперь настало время показать вам то, ради чего я рвалась в Тбилиси как сумасшедшая и что значилось в моем списке достопримечательностей под номером один. Это потертая роскошь старого Тифлиса — его парадные. Большинство из них находятся в районе Сололаки. К сожалению, далеко не всё из намеченного удалось увидеть — кое-где двери были закрыты на кодовый замок, но больше даже из-за того, что сейчас во многих таких домах идут реставрационные работы. Встречались целые улочки, представляющие собой одну большую стройку. Возможно, приехав в Тбилиси через несколько лет, мы больше не увидим этой ускользающей старины, и скоро эти парадные будут сверкать чистотой и пахнуть свежей краской, но пока возможность есть — полюбуемся остатками увядающей роскоши.
Итак, первая парадная, в которую мы попали и которая разительно отличается от всех последующих, называется в народе «калейдоскоп». Это старинный дом первой половины XIX века. У парадной нет исторической ценности, зато сохранилась самобытная красота и та самая атмосфера Старого Тбилиси. Нам повезло, мы пришли сюда в обед, когда солнце подсвечивало витражи, и на стенах, ступенях и дверях играли радужные блики.
Если фотографии «калейдоскопа» вышли результативными, то последующие парадные были очень сложны для съемки из-за царившего в них мрака. Этот дом принадлежал купцу первой гильдии В. Б. Фомичу. На верхних этажах жила купеческая семья, а нижние сдавались.
Отличительная особенность этой парадной — необыкновенная роспись и красивая лепнина. С первого взгляда кажется, что это дерево, но на самом деле это гипс.
На картинах изображены четыре девушки, символизирующие времена года.
Отдельного внимания заслуживает дверь.
Дом, в котором находится следующая парадная, снаружи выглядит так. Он был построен в 1896 году и принадлежал Эвелине Тер-Акоповой (Тер-Акопян). Эта дама была женой купца первой гильдии Тер-Акопова и владела собственным бизнесом: лесопилками на Мадатовском острове на Куре.
Этот дом тоже был доходным. Обычно хозяева разделяли свою (жилую) часть дома со сдаваемой в аренду отдельным входом и парадной. Сдавались чаще всего нижние этажи. Хозяйская парадная всегда была богаче и искусней украшена, чем та, что использовалась в коммерческих целях.
В вестибюле парадной сохранилась уникальная кованая лестница с мраморными ступенями и кованый фонарный столб в основании лестницы.
На полу мраморного вестибюля выложена фамилия хозяйки.
При входе в эту парадную висело объявление «Вход воспрещен. Ведутся реставрационные работы», поэтому мы сильно наглеть не стали и скромно потоптались у порога. Этот дом принадлежал трем братьям Сейлановым, владельцам табачной фабрики в Тифлисе.
Роспись на первом этаже — дело рук именитого азербайджанского художника Б. Р. Телингатера.
Тематика картин очень разнообразна: на одной картине изображен азиатский пейзаж, на другой — Флоренция и Нотр-Дам, есть изображения Африки, Америки и России.
Можно ли вообще подумать, что за этой дверью скрывается что-то ценное? Не зная имен, паролей и явок, в жизни не догадаешься, что здесь находится легендарная гостиница «Лондон».
Британский путешественник и публицист Джордж Керзон в своих воспоминаниях писал: «Гостиница «Лондон» — одно из самых замечательных мест во всем Востоке. И служит разделительной чертой между Европой и Востоком. Здесь путник забывает о перенесенных им дорожных невзгодах, наслаждается белоснежным бельем и бокалом вкусного шампанского».
Гостиницу построили в конце XIX века промышленники-меценаты братья Зубалашвили. Чего только не было в этом отеле: казино, своя библиотека и, конечно, ресторан. Еще здесь было электричество — редкая роскошь для того времени.
Постояльцами гостиницы в разное время были композитор Петр Чайковский, норвежский писатель и обладатель нобелевской премии Кнут Гамсун, поэт Дмитрий Мережковский, Максим Горький.
Идиллическая жизнь гостиницы завершилась в 1914 году. После начала Первой мировой войны Петр Зубалашвили передал здание гостиницы государству под военный госпиталь, снабдив его предварительно всем необходимым. На этом история прославленной на всем Кавказе гостиницы «Лондон» заканчивается. Больше отель восстанавливаться не будет. Надеюсь, этот архитектурный шедевр все-таки сохранят.
Особую и неповторимую красоту убранству придает свет. Он проникает сквозь окно в потолке и пронизывает сверху донизу все помещение, загадочно подсвечивая лестницу.
В основании лестницы очень темно, но чем выше поднимаешься, тем больше света.
А это потолок на чердаке
Таинственная надпись
Еще один объект — парадная дома промышленника, винодела и мецената Давида Сараджишвили. Дом построен немецким архитектором Карлом Цааром в 1905 году.
Дом купца Калантарова. Это как раз яркий пример отреставрированной парадной. Вот так, скорее всего, будут выглядеть со временем и остальные. Чувства от реставрации неоднозначные: что-то после нее безвозвратно утрачивается, но разумом понимаешь, что реставрировать надо, чтобы не потерять эти чудесные здания навсегда.
Если точнее, это вход в парадную, а не самая парадная. Дверь была закрыта, но мы особо и не рвались внутрь, потому что устали. По отчетам других путешественников знаю, что там здорово.
Через дверное стекло можно было увидеть часть парадной.
Своими декоративными элементами она очень похожа на театр оперы и балета, который я показывала в прошлой заметке. Это самый что ни на есть мавританский стиль — одним словом, не парадная, а декорации к спектаклю «Тысяча и одна ночь».
Изгибы дверной решетки
А об этом здании ровным счетом ничего неизвестно: ни точная дата постройки, ни имя первого владельца, ни архитектор. Есть только предположения и догадки. Этот скромный, но изящный дом был построен в 80-х годах XIX века. В первую очередь в парадной бросается в глаза кованая винтовая лестница с деревянными ступенями. Тут же сохранилась и роспись на потолке вестибюля. В XX веке этот дом принадлежал городу, а с 1918 по 1921 годы тут располагалось Эстонское посольство.
И последняя неопознанная парадная. Адрес не сохранила, поэтому не могу теперь найти о ней никакой информации.
Здесь тоже есть красивая кованая лестница
Весьма лихо закрученная
Стены украшены лепниной, но главной отличительной особенностью является икона.
Напоследок хочу вам показать еще одно прекрасное здание в районе Сололаки. На стене дома висит мемориальная табличка, сообщающая о том, что в нем жил народный поэт Грузии и Армении Акоп Акопян. Выглядит монументально и мрачновато, и если бы не южная растительность, можно было бы подумать, что это здание расположено в Будапеште, очень уж похоже на стиль венгерской столицы.
Вот такой Тбилиси разнообразный в архитектурном плане, и это лишь крупица того, что нам удалось увидеть за несколько дней. Очень надеюсь на новую встречу с городом и на то, что мне еще выпадет шанс поохотиться за другими архитектурными шедеврами. Благо недостатка в них здесь нет и любому любознательному туристу в грузинской столице есть где разгуляться.